Preview

Российский офтальмологический журнал

Расширенный поиск

Значение индивидуальной программы реабилитации (абилитации) для детей - инвалидов по зрению

https://doi.org/10.21516/2072-0076-2018-11-1-67-73

Полный текст:

Аннотация

Врожденная и наследственная форма офтальмопатологии является более чем в 90% случаев причиной детской инвалидности. Ведущими функциональными расстройствами, влияющими на ограничение основных категорий жизнедеятельности ребенка-инвалида, считаются нарушения остроты и поля зрения. Инвалидность у детей часто характеризуется сочетанием зрительного дефекта с патологией опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, заболеваниями внутренних органов, психо-неврологическими нарушениями. Цель работы - ознакомить офтальмологов с комплексом мер, осуществляемых различными учреждениями и организациями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка - инвалида, разработанной бюро медико-социальной экспертизы. Медицинская реабилитация включает: восстановительную и реконструктивную терапию, протезирование и обеспечение инвалидов техническими средствами медицинской реабилитации с учетом остроты зрения, поля зрения, офтальмопатологии и возраста ребенка. Психолого-педагогическая реабилитация для детей-инвалидов предусматривает получение дошкольного воспитания, общего образования и психолого-педагогическую коррекционную работу. Для цитирования: Егорова Т.С. Значение индивидуальной программы реабилитации (абилитации) для детей - инвалидов по зрению. Российский офтальмологический журнал. 2018; 11 (1): 67-73. doi: 10.21516/2072-0076-2018-11-1-67-73.

Об авторе

Т. С. Егорова
ФГБУ «Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Катаргина Л.А. Михайлова Л.А. Состояние детской офтальмологической службы в Российской Федерации (2012-2013 гг.). Российская педиатрическая офтальмология. 2015; 1:5-10.

2. Круглова Т.Б., Демченко Е.Н., Овчинникова А.В. Клинико-анатомические и функциональные особенности глаз детей с афакичной глаукомой после удаления врожденных катаракт. Российская педиатрическая офтальмология. 2011; 2: 27-31.

3. Коголева Л.В. Клинико-функциональное состояние глаз у глубоко недоношенных детей в отдаленный период. Российская педиатрическая офтальмология. 2014; 3: 14-20.

4. Тарутта Е.П. Осложненная близорукость: врожденная и приобретенная. В кн.: Аветисов С.Э., Кащенко Т.П., Шамшинова А.М., ред. Зрительные функции и их коррекция у детей. Москва: Медицина; 2005: 137-63.

5. Ковалевский Е.И. Профилактика слепоты и слабовидения у детей. Москва: Медицина; 1991.

6. Ковалевский Е.И. Офтальмология. Избранные лекции. Москва: Медицина; 1996.

7. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. Санкт-Петербург: МАРО; 2006.

8. Егорова Т.С. Состояние опорно-двигательного аппарата слабовидящих детей и подростков. Российская педиатрическая офтальмология. 2015; 3: 31-5.

9. Федеральный закон от 24.11. 1995 № 181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (в редакции от 07.03.2017).

10. Перечень ТСР № 2347р от 30.12.2005 (с изменениями и дополнениями от 18.07.2016).

11. Егорова Т.С. Слабовидение у детей, методы и средства реабилитации. В кн.: С.Э. Аветисов, Т.П.Кащенко, А.М.Шамшинова, ред. Зрительные функции и их коррекция у детей. Москва: Медицина; 2005: 14-38.

12. Егорова Т.С. Коррекция слабовидения: средства и методики подбора. Москва: ООО «Петроруш»; 2014.

13. Шамшинова А.М., Волков В.В. Функциональные методы исследования в офтальмологии. Москва: Медицина; 1998.

14. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. Москва: Медицина; 1987.

15. Розенблюм Ю.З., Егорова Т.С. Применение очков-гиперокуляров для коррекции слабовидения. Пособие для врачей. Москва; 2000.

16. Пузин С.Н., Либман Е.С., Шахова Е.В. и др. Обеспечение инвалидов с патологией органа зрения техническими средствами реабилитации. Методические рекомендации для специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации. Москва: ЛОГОС-ВОС; 2007.

17. Зак П.П., Егорова Т.С., Розенблюм Ю.З., Островский М.А. Спектральная коррекция зрения: научные основы и практические приложения. Москва: Научный мир; 2005.

18. Егорова Т.С., Кащенко Т.П., Егорова И.В. Способ повышения зрительных функций у слабовидящих. Патент РФ № 2175221; 27.10.2001.

19. Егорова Т.С. Достоинства и недостатки увеличителей для чтения при слабовидении. Российский офтальмологический журнал. 2012; 5(1):99-103.

20. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Москва: АПК и ПРО; 2009.

21. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. Москва: Полиграф-сервис; 2000.

22. Денискина В.З., Венедиктова М.В. Обучение ориентировке учащихся специальной (коррекционной) школы Ш-1V вида: Методическое пособие. Москва: ООО «ИПТК ЛОГОС ВОС»; 2007.

23. Денискина В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения. Дефектология. 2012; 6:17-24.


Для цитирования:


Егорова Т.С. Значение индивидуальной программы реабилитации (абилитации) для детей - инвалидов по зрению. Российский офтальмологический журнал. 2018;11(1):67-73. https://doi.org/10.21516/2072-0076-2018-11-1-67-73

For citation:


Egorova T.S. The importance value of an individual rehabilitation (habilitation) program for visually impaired children. Russian Ophthalmological Journal. 2018;11(1):67-73. (In Russ.) https://doi.org/10.21516/2072-0076-2018-11-1-67-73

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-0076 (Print)
ISSN 2587-5760 (Online)